Как проинформировал аким, планируется расширение территории Индустриальной зоны Алматы на 634 га. Кроме того, предусматривается пересмотр деятельности СЭЗ «ПИТ», также расширение ее территории и продление срока действия льгот до 2050 года.
В период с 2026 по 2028 годы в Алматы намечена реализация 165 инвестиционных проектов на общую сумму 2,3 трлн тенге, что придаст мощный импульс социально-экономическому развитию. В результате принятых мер экспорт продукции обрабатывающей промышленности вырастет на 40% до 7 млрд долларов в 2030 году.
Формирование современного транспортного каркаса города является одним из ключевых приоритетов. В акимате приняли решение о строительстве пробивок радиальных дорог и транспортных развязок на территории Алматинской области за счет бюджета города Алматы. По словам Дархана Сатыбалды, это позволит ускорить транспортную интеграцию с БАКАД и повысить связанность агломерации.
«В течение 2 лет будут реализованы 14 крупных проектов по пробивке улиц, реконструкции 2 развязок и 2 мостов, что позволит существенно повысить пропускную способность улично-дорожной сети. Также планируется завершить работы по развитию улично-дорожной сети в микрорайонах Акжар, Рахат-Мәдениет, Боралдай и Теректы общей протяженностью более 100 км, а также в предгорной части Алматы, что составляет 31 км дорог», – отметил спикер.
Для поддержания показателя дорог в хорошем состоянии на уровне 95% в городе планируется ежегодно проводить средний ремонт не менее 250 км.
По сообщению акима, в 2026 году планируется ввод в эксплуатацию новой станции «Калкаман». В течение 3 лет будет введена третья очередь первой линии от Калкамана до рынка Барлык. Кроме того, проектируются вторая и третья линии метро и продолжится развитие скоростного маршрута БРТ. Реализация этих проектов, как отметил спикер, позволит увеличить к 2030 году ежедневный пассажиропоток общественного транспорта с 1,6 млн до 3 млн поездок.
Дархан Сатыбалды рассказал и о развитии общественного транспорта в городе.
«Начато строительство 3 новых автобусных парков, а также создание газовых и электрозарядных станций в действующих парках. Для безопасности и отдыха водителей автобусов будут созданы 20 отстойно-разворотных площадок. Планируется создание 3 транспортно-пересадочных узлов, что обеспечит удобные точки пересадки и соединит город с пригородами. Для электросамокатов и велосипедов планируется обустроить дополнительно 55 км велодорожек, более 1 тыс. парковок», – сообщил аким.
Для устранения пространственных дисбалансов начато создание городских полицентров, каждый из которых станет самостоятельной точкой притяжения и обеспечит жителей надежной инфраструктурой.
«В основе проекта лежит идея создания новых центров городской активности. Над концепцией развития полицентров работали международные эксперты. Приоритетным направлением станет формирование полицентров «Восточные ворота» и «Запад», где планируется размещение ключевых объектов: тематического парка развлечений, Алматинского водного канала, Almaty AI Park, EXPO Center, нового стадиона и других сооружений. Реализация этих проектов позволит сбалансировать пространственное развитие, снизить нагрузку на исторический центр и повысить качество городской среды во всех районах», – добавил Д. Сатыбалды.
Кроме того, ведутся работы по корректировке Генерального плана города с учетом ранее установленного моратория на застройку многоэтажным жильем в верхней части города.