«Учитывая поручения Главы государства по цифровой трансформации, основной акцент направлен на внедрение превентивных инструментов, позволяющих дистанционно выявлять риски и повышать результативность использования бюджетных средств. Так, институт онлайн-бюджетного мониторинга информационной системы «Государственное планирование» позволил выявить и пресечь факты завышенного и необоснованного планирования бюджетных средств на 2026-2028 годы на сумму порядка 1,5 трлн тенге», – сказал Ержан Мынжасаров.

Спикер также отметил, что дистанционным мониторингом платежей и цифровыми мерами реагирования пресечены мошеннические схемы при выплате заработных плат в социальной сфере на 1,4 млрд тенге. Благодаря внедрению модуля «Онлайн-бюджетный мониторинг» (ОБМ) практически удалось искоренить многолетние факты хищения в сфере образования под видом заработной платы на системной основе. Проводимые бухгалтерами финансовые манипуляции классифицируются на две основные группы – это фиктивные начисления с подменой получателей и высокие выплаты при низкой заработной плате. Уведомления о рисковых перечислениях заработной платы автоматически генерируются и направляются с модуля «Онлайн-бюджетный мониторинг» напрямую объектам мониторинга и его вышестоящему администратору. Это техническое решение позволило существенно сократить общее время обработки данных и снизить нагрузку на аудиторов. 

Буквально недавно в модуль ОБМ внедрен новый функционал перепроверки достоверности фискальных данных о возмещении в бюджет. Теперь объектам мониторинга больше не нужно тратить время на предоставление документальных подтверждений доказывания уплаты средств в бюджет. Система автоматически получает и сверяет информацию. Это решение стало очередным шагом в сторону дебюрократизации и сокращения административной нагрузки.

«Сейчас прорабатываются новые технические решения, возможность удаленной оплаты в бюджет сумм, выявленных мониторингом через мобильный банкинг, а также внедрение дополнительных профилей рисков, которые будут автоматически выявлять и пресекать потенциальные мошеннические схемы, включая риски недобросовестного получения или использования мер государственной поддержки», – отметил председатель Комитета внутреннего государственного аудита.