Средства нагревания табака – это обычные сигареты

Ежегодно 31 мая по инициативе Международного общества онкологов и при поддержке Всемирной организации здравоохранения отмечается Международный день отказа от курения. На сегодняшний день нашумевшими продуктами среди средств нагревания табака являются iQOS, GLO и др. В этот день, о вреде табачных продуктов, в частности, iQOS мы попросили рассказать директора Департамента профилактики неинфекционных заболеваний Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Жанар Тюлюбаеву.

Жанар Сапаргалиевна, скажите, пожалуйста, а что представляет из себя iQOS?

iQOS (I am quitting smoking) – в переводе с английского означает «я бросаю курить». Конечно, это достаточно громкое и смелое название для нового средства нагревания табака одного из самых крупных производителей табачной продукции в мире. Это устройства с батарейным питанием, в которые вставлена «тепловая палочка», содержащая табачный штекер. Производители утверждают, что высокая температура производит пар, а не вредный дым. iQOS производится компанией Philip Morris International (PMI), известной как производитель сигарет Marlboro. Крупнейшая табачная компания в мире PMI утверждает, что они за «бездымное» будущее и инвестируют в средства нагревания табака, такие как iQOS, электронные сигареты, которые, как утверждается, являются более безопасными вариантами для курильщиков. Устройства iQOS доступны во многих странах мира, включая Казахстан, где данное устройство можно легко приобрести в крупных торговых центрах. В Японии, к примеру, iQOS завоевал более 10% рынка табака.

Насколько мы знаем, в США розничная продажа iQOS до сих пор была запрещена, но в мае этого года Управление по саннадзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) удовлетворило заявку компании Philip Morris International на продажу в США iQOS. Что это значит?

Да, теперь они приравнены к обычным сигаретам и могут попасть на прилавки магазинов. Нужно отметить тот факт, что FDA удовлетворил лишь одну из двух заявок PMI, разрешив продавать iQOS именно как табачный продукт, но не удовлетворил вторую заявку, где речь шла о позиционировании iQOS как менее вредных, чем обычные сигареты. То есть, по мнению FDA, производитель пока не смог продемонстрировать, что его устройства приносят пользу для общественного здоровья, поэтому до окончания специального процесса оценки по данному вопросу запрещены любые публичные утверждения о том, что при их использовании выделяется меньше ядовитых веществ.

То есть, это означает, что вводятся соответствующие ограничения на рекламу и маркетинг iQOS?

Да, таким образом, FDA четко ставит знак равенства между устройствами для нагревания табака и сигаретами и, как Вы сказали, вводит соответствующие ограничения на рекламу и маркетинг iQOS. Это обязывает производителя делать предупреждающие надписи на упаковке, запрещает рекламировать iQOS на телевидении и радио, контролирует их пропаганду в социальных сетях. FDA не ограничивает право табачных компаний на разработку инновационных продуктов, но при этом дает понять, что процесс их выхода на рынок будет долгим и непростым.

А как обстоят дела с этим у нас в Казахстане?

На сегодняшний день в Казахстане нет нормативно-правовой базы, которая бы приравнивала данные устройства к табачным изделиям. В рамках разработки новой редакции Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, планируется внести понятие СНТ, к которым будут предъявлены такие же требования, как и к обычным сигаретам. Из-за маркетинга, научно-исследовательской деятельности и PR-активности табачной промышленности людям трудно делать свободный и осознанный выбор в отношении табакокурения. Новые девайсы, инновационные разработки, вводящие в заблуждение, «исследования», которые пропагандируют заниженный вред – результат грамотно спланированного маркетинга. Вы можете получать информацию о том, как, к примеру, табачные компании уделяют все большее внимание «социальной ответственности», предоставляя через целый ряд СМИ информацию об их деятельности, поддерживающей местные сообщества, благотворительные организации и другие социально-желаемые цели. Эта деятельность является частью программы по связям с общественностью, призванной представить табачную промышленность как социально-ответственную, а не ответственную за более чем 7 миллионов ежегодных смертей в мире. Исходя из американского опыта регулирования табачной отрасли, важно понимать, что регулятор ставит себе целью сбалансировать, с одной стороны, определенные разумные ограничения, а с другой - шанс для производителей разрабатывать и предлагать рынку новые продукты. Самое главное при этом – называть вещи своими именами, чтобы дать потребителям возможность при всем разнообразии названий и рекламных слоганов, устройств и технологий делать осознанный, информированный выбор.