Он подчеркнул, что данная схема биржевых торгов введена в целях обеспечения населения «дешёвым»/«доступным» коммунально-бытовым углём, без участия в схеме ценообразования непродуктивных посредников.

«Ранее угледобывающие компании в пик сезона законтрактовывали весь годовой объём на год вперёд на бирже в рамках единоразовых торгов в больших объёмах в течение короткого срока. В результате ограничивался доступ к ресурсам других компаний, которые были вынуждены обращаться к оптовикам-посредникам. На сегодняшний день продажа 10% малыми партиями от всего объёма добываемого коммунально-бытового угля, законодательно закреплено приказом Министра торговли и интеграции РК от 13 августа 2021 года. В частности, внесены изменения в Перечень биржевых товаров в части установления 10% от общего годового объёма коммунально-бытового угля, подлежащего обязательной реализации через товарные биржи региональным операторам. По данным угольных разрезов, во втором полугодии текущего года на торги на товарной бирже будут выставлено 511 тыс. тонн коммунально-бытового угля. То есть, к концу года они уже на следующий отопительный сезон будут продавать на бирже 511 тыс. тонн угля. Это 10% от объёма, производимого разрезами. На сегодняшний день выставлено на торги порядка 476 тыс. тонн, при этом уже реализовано свыше 200 тыс. тонн», - сообщил спикер. 


Из них «Каражира» ориентировочно около 80 тысяч тонн; «Шубаркуль» – 120 тысяч тонн, «Богатырь комир» - 3,5 тысячи тонн.


В качестве покупателей коммунально-бытового угля выступили 40 региональных угольных операторов из 11 регионов страны. Таким образом, появились новые игроки и выросла конкуренция между региональными операторами.