В заседании приняли участие представители Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, средств массовой информации. В режиме ВКС – руководители аппаратов акиматов областей, гг.Нур-Султан, Алматы и Шымкент и члены территориальных комиссий референдума.

В ходе заседания были рассмотрены три вопроса повестки дня:

1. О проведенной работе местных исполнительных органов по материально-техническому оснащению участков для голосования, созданию условий по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями, по предоставлению в комиссии референдума списков граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме;

2. Об установлении количества бюллетеней для голосования при проведении республиканского референдума, назначенного на 5 июня 2022 года;

3. О порядке голосования на республиканском референдуме, назначенном на 5 июня 2022 года и подведения итогов.

По первому вопросу заседания были заслушаны руководители аппаратов акиматов областей, гг.Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Представители акиматов доложили о проведенной работе по материально-техническому оснащению участков для голосования, созданию условий по обеспечению прав лиц с ограниченными возможностями.

Председатель ЦКР Нурлан Абдиров отметил, что всего по стране на республиканском референдуме будут задействованы 10 013 участков для голосования.

По итогам рассмотрения первого вопроса Нурлан Абдиров подчеркнул, что все вопросы по организации дня голосования, относящиеся к компетенциям местных исполнительных органов, должны быть решены в обязательном порядке и быть на особом контроле .

Особое внимание Председатель ЦКР уделил вопросу обеспечения условий для граждан с особыми потребностями. «Необходимо дополнительно проработать вопросы инватакси, привлечения, при необходимости, сурдопереводчиков, другие возможные меры для удобства граждан с инвалидностью» -, отметил Нурлан Абдиров.

По второму вопросу повестки дня выступил секретарь Центральной комиссии референдума Мухтар Ерман.

Докладчик сообщил, что согласно статьи 27 Конституционного закона «О республиканском референдуме» порядок изготовления бюллетеней для голосования определяется Центральной комиссией референдума.

Исходя из норм Конституционного закона, принято постановление Центральной комиссии референдума «Об установлении количества бюллетеней для голосования при проведении республиканского референдума, назначенного на 5 июня 2022 года».

Списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, в установленном конституционным законом в выборах порядке представлены в комиссии референдума за подписью соответствующего акима, решением которого образованы участки.

Согласно представленным сведениям и отчетов представителей акиматов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, местными исполнительными органами по Республике в списки включены 11 722 536 граждан.

Постановлением Центральной комиссии референдума от 6 мая 2022 года № 33/488 «О некоторых вопросах изготовления бюллетеней для голосования при проведении республиканского референдума, назначенного на 5 июня 2022 года» установлено, что бюллетени для голосования изготавливаются в количестве, равном числу включенных в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, с резервом один процент. Следовательно, изготовлению подлежат бюллетени для голосования в количестве 11 839 761 единиц.

Изготовление бюллетеней для голосования в установленном количестве и доставка на участки референдума в предусмотренный законодательством срок поручается областным, городов республиканского значения и столицы Республики комиссиям референдума.

Территориальные комиссии референдума должны обеспечить изготовление бюллетеней для голосования в установленном количестве до 28 мая 2022 года для доставки бюллетеней на участки референдума.

С докладом по третьему вопросу повестки дня выступил заместитель Председателя Центральной комиссии референдума Константин Петров.

Константин Петров подробно доложил о порядке голосования на республиканском референдуме, назначенном на 5 июня 2022 года и подведения итогов.

Статьей 29 Конституционного закона «О республиканском референдуме» предусматривается, что время, место, организация и порядок проведения голосования на референдуме определяются в соответствии с правилами, установленными Конституционным Законом «О выборах в Республике Казахстан».

Время голосования. 5 июня 2022 года голосование проводится с семи до двадцати часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не позднее, чем за десять дней до дня проведения голосования через средства массовой информации.

Присутствие представителей общественных объединений и СМИ. В день голосования - с момента открытия участка для голосования и до установления результатов подсчета голосов на участке референдума - вправе присутствовать представители общественных объединений Республики и наблюдатели от иностранных государств и международных организаций.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума; их представителям, аккредитованным при комиссиях референдума, гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.

Проект постановления Центральной комиссии референдума «Об утверждении Правил удостоверения полномочий представителей общественных объединений Республики Казахстан, наблюдателей от иностранных государств и международных организаций при проведении республиканского референдума» в установленном порядке размещен на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

Правилами предусматривается, что общественное объединение, направляющее представителей на участок для голосования при проведении республиканского референдума, должно быть зарегистрировано в РК в порядке, установленном законодательством РК в области государственной регистрации юридических лиц.

Представителем общественного объединения при проведении республиканского референдума может быть только гражданин РК.

Полномочия представителя общественного объединения подтверждаются в письменной форме с указанием его фамилии, имени, отчества. Данный документ заверяется печатью общественного объединения, направившего представителя.

Документ о полномочиях предъявляется председателю участковой комиссии референдума либо лицу, его замещающему, вместе с документом, удостоверяющим личность представителя общественного объединения, для регистрации путем внесения данных о нем в журнал учета.

От одного общественного объединения на участке для голосования одновременно может находиться один представитель.

Помещение для голосования. Голосование должно проводиться в специально отведенных помещениях. Должна быть обеспечена возможность представителям общественных объединений Республики, наблюдателям от иностранных государств и международных организаций, представителям средств массовой информации и членам комиссии наблюдать за урнами, за входом и выходом из кабин для тайного голосования.

При оборудовании помещения для голосования должны обеспечиваться условия для беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями, и голосования в нем.

Организация голосования. Каждый гражданин голосует лично. Передача права голоса, как и голосование за других лиц не допускаются. Бюллетени для голосования должны выдаваться гражданам на основании списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Организация голосования вне помещения для голосования. В случае, когда отдельные граждане по состоянию здоровья, по причине ухода за больным членом семьи, не могут прибыть для голосования, участковая комиссия референдума по их письменной просьбе, которая может быть подана не позднее двенадцати часов местного времени в день голосования, должна организовать голосование в месте пребывания этих граждан.

О голосовании по открепительным удостоверениям. При перемене гражданином места своего пребывания в период с 20 мая 2022 года и до 18 часов местного времени 4 июня 2022 года, гражданин вправе получить на своем участке референдума открепительное удостоверение на право голосования.

При этом в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, делается соответствующая отметка.

Открепительное удостоверение не выдается гражданам, желающим участвовать в голосовании на другом участке в пределах одного населенного пункта.

Проведение голосования. Гражданин при голосовании ставит любую отметку в пустом квадрате справа от варианта ответа, за который он голосует. Не допускаются проставление отметок в бюллетене карандашом, а также внесение в него каких бы то ни было исправлений. Заполненный бюллетень опускается в урну для голосования.

Подсчет голосов начинается в двадцать часов по местному времени, если на данном участке в порядке, установленном Конституционным законом, не изменено время голосования. Время подсчета голосов на избирательном участке не должно превышать двенадцать часов с начала подсчета.

Результаты подсчета голосов рассматриваются комиссией и заносятся в протоколы, которые подписываются председателем и членами комиссии. Копия протокола немедленно вывешивается в помещении участка референдума в специально установленном месте для всеобщего ознакомления и находится в помещении в течение двух дней. По желанию лица, присутствующего в соответствии с Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.

Итоги голосования подводятся на заседании Центральной комиссии референдума, оформляются протоколом. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы.

Также в рамках третьего вопроса выступил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асет Турысов с докладом: « О реализации онлайн-сервиса проверки сведений по месту регистрации граждан на портале «электронного правительства».

Центральной комиссией референдума и Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан подготовлен совместный документ по реализации онлайн-сервиса проверки на участке референдума сведений по месту регистрации граждан на портале «электронного правительства» в установленном порядке.

Сервис используется членами участковых комиссий референдума при обращении граждан в случае невключения их в списки граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, представленные местными исполнительными органами.

Гражданин, имеющий постоянную регистрацию по месту жительства в границах участка референдума, в случае необнаружения себя в списке граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с письменным заявлением о включении в список с указанием согласия об использовании его персональных данных.

При подтверждении на странице онлайн-сервиса сведений о постоянной регистрации по месту жительства заявителя на территории в границах соответствующего участка референдума, участковая комиссия принимает решение о включении его в список граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме.

По итогам заседания Председатель ЦКР отметил, что необходимо провести работу по широкому оповещению граждан о времени и месте голосования.

«Это должны быть различные, удобные и эффективные способы информирования: от традиционных, так называемых «пригласительных», до использования современных гаджетов и SMS-рассылки Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности», - подчеркнул он.

Нурлан Абдиров сделал акцент на том, что необходимо уделить особое внимание вопросам участия представителей общественных объединений, СМИ, наблюдателей от иностранных государств в предстоящем республиканском референдуме, а также обучению членов участковых комиссий референдума перед днем голосованиявключая обучение по работе онлайн-сервиса проверки сведений по месту регистрации граждан на портале «электронного правительства».

Также руководитель Центральной комиссии референдума проинформировал участников заседания о том, что запланированы инспекционные выезды членов ЦКР в регионы по вопросам подготовки и проведения референдума. В частности, по вопросам информирования населения, готовности участков ко дню голосования и создания необходимых условий для голосования граждан, в том числе для граждан с инвалидностью и особыми потребностями при голосовании.

После заседания состоялся традиционный брифинг для средств массовой информации.