Асет Магауов: «Дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры на рынке российской федерации»

Отсутствие бензина и рост цен на топливо побудило собрать вице-министр энергетики РК Асета Магауова пресс-конференцию в Службе центральных комммуникаций, чтобы прояснить ситуацию на рынке топлива и ответить на злободневные вопросы журналистов.

В вопросе ценового фактора влияние российского рынка для нас существенно, сказал Асет Магауов в ходе пресс-конференции в СЦК. «Если в среднем по году это составляет порядка 30 процентов от нашего рынка, то в летние месяцы, когда импорт был минимальный, доля российского продукта составляла порядка 15 процентов по бензину. И в сентябре она выросла до 30. Мы импортировали в сентябре благодаря активной работе наших крупных сетей АЗС 90 тысяч тонн 92-го бензина, то есть, это составило существенную долю на нашем рынке. И соответственно, с учетом дорогого продукта, средние затраты компании выросли, и есть тенденция к росту цены.

Те компании, которые полностью работают на импортном российском продукте, они уже цену заявили — от 151 до 155 тенге за литр. У компаний, которые работают частично на отечественном продукте, частично на импортном, цены пока еще держатся в районе 147-151 тенге за литр. Конечно, дальнейшая ситуация будет зависеть от конъюнктуры на рынке российской федерации, от доли импортных поставок и, конечно же, транспортные расходы, в зависимости, от удаленности российской федерации», — сказал Асет Магауов.

Как отметил вице-министр, с текущего года значительно вырос объем потребления по сравнению с 2016 годом. «То есть, фактически он составил по нашим оценкам — 2 млн.480 тыс тонн. Этот показатель вырос по сравнению с 9 месяцами 2016 года на 154 тысячи тонн.  И, соответственно, у нас аналогично выросло производство. В прошлом году, благодаря тому, что был завершен первый этап модернизации Атырауского НПЗ по комплексу Ароматики, мы увеличили количество бензина на этом заводе, плюс в июне этого года был завершен первый этап на Чимкентском нефтеперерабатывающем заводе. И в целом, по сравнению с 9 месяцами 2016 года мы за 2017 год произвели фактически произвели бензина на 200 тысяч тонн больше.

Но вместе с тем, конечно же, текущая ситуация складывалась из нескольких факторов: мы увидели, что за период с июля по сентябрь произошел существенный рост потребления в эти три месяца. То есть, из 154 тонн роста потребления порядка 110 тысяч тонн пришлись на летние месяцы. И если вначале июня у нас были хорошие остатки в целом по республике – и составляли   300тысяч тонн бензина, вместе с тем, пошел разрыв цены между оптовым рынком Российской федерации и оптовым рынком Казахстана. Если на рынке Российской Федерации шел очень активный рост цены, то практически, начиная с 1 июня цена 92-го бензина на границе Казахстана и Российской Федерации увеличилась с 517 долларов за тонну до 555, то есть, на 7 процентов», — сообщил Асет Магауов.

Вместе с тем, как отметил спикер, за этот же период прошла корректировка курса тенге по отношению к доллару, и он с 312 тенге за доллар увеличился до 340. То есть, на 9 процентов. Эти два фактора привели к существенному удорожанию импортных поставок и, соответственно, объем импорта снизился. Если до июня месяца мы порядка 80 тысяч тонн ежемесячно импортировали, то в указанный период импорт составил порядка 40 тысяч тонн ежемесячно. «Соответственно, за эти три летних месяца наши ставки имели тенденцию к планомерному снижению. Чтобы не допустить его, точнее, смягчить влияние данных факторов, была увеличена переработка на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. В сентябре дополнительно было поставлено 110 тысяч тонн. В октябре переработку увеличили на 110 тысяч тонн и это дало нам порядка 50 тысяч тонн ежемесячно бензина с Шимкентского НПЗ. Вместе с тем, остатки на текущую дату снизились у нас до 125 тысяч тонн. Это составляет примерно 15 календарных дней нашего странового потребления», — пояснил Асет Магауов.

То есть, в целом по республике эти запасы достаточно устойчивы. Для сравнения Асет Магауов привел пример — когда в Казахстане был кризис с остатками нефтепродуктов в ноябре декабре 2016 года, тогда остатки 92-го бензина составляли 86-82 тысячи тонн. В целом, как отметил вице-министр, эти остатки, не такие как в летний период, когда они составляли 300 тысяч. Но вместе с тем, позволяют пройти период без каких-либо существенных разрывов в страновом масштабе.

Конечно, по его словам, на отдельных сетях могут быть случаи недопоставок, когда могут запаздывать отгрузки вагонов с заводов. Но в целом, как подчеркнул Асет Магауов, это процесс управляемый и требует больше координации как внутри крупных сетей АЗС, так и со стороны министерства в вопросе рекомендаций для заводов и ресурсодержателей по отгрузке в тот или иной регион.

Comments are closed.

Яндекс.Метрика